110 лет назад в Михайловском манеже выставлялись как зарубежные марки, так и отечественные производители. Экспозиция объединила легковые и спортивные автомобили, грузовики и омнибусы, пожарные машины, мотоциклы и другую технику.
Светлана ПарфеноваОформление выставки «Первые моторы России» задумано таким образом, чтобы перенести посетителей в 1913 год.
Светлана ПарфеноваКругом тематические рекламные афиши, антикварные витрины и информационные стенды.
Светлана ПарфеноваГлавный экспонат выставки — единственный сохранившийся в мире «Руссо-Балт» Тип К 12/20 НР. Марка существовала семь лет, и за это время было выпущено около 500 машин разных классов. Легковых автомобилей — около 140 штук. Экземпляр на фото собрали предположительно в 1910 или 1911 году.
Светлана ПарфеноваПотом он был передан в гатчинскую Офицерскую воздухоплавательную школу, после революции оказался в Государственном московском тресте средней и мелкой промышленности, а потом его приобрел житель города Кимры. После длительного простоя автомобиль выкупила Киностудия имени Горького, а потом — Политехнический музей. Реставрацией «Руссо-Балта» занимались специалисты НАМИ.
Светлана Парфенова«Мото-Рев-Дукс» — единственный мотоцикл, выпускавшийся серийно в Российской империи. С 1909 по 1915 год свет увидело около 500 экземпляров этой модели. В конструкции использовался иностранный мотор Moto-Reve и отечественная экипажная часть. Этот мотоцикл — из коллекции Политехнического музея.
Светлана ПарфеноваНемецкий Phanomobil 4/9PS 1911 года выпуска. У автомобиля необычная трехколесная конструкция: переднее колесо — единственное ведущее, а прямо над ним на рулевой стойке закреплен двухцилиндровый V-образный двигатель, который разгоняет машину до 45 км/ч. К этому же колесу крепится и Г-образная рукоять, являющаяся, по сути, рулем.
Светлана ПарфеноваИмя Phanomobil происходит от названия предприятия Phanomen Werke Gustav Hiller AG, основанного Густавом Хиллером в 1888 году. Под маркой Phanomen выпускались велосипеды и мотоциклы, а под маркой Phanomobil — автомобили.
Светлана ПарфеноваLion-Peugeot Type VC2 — французский автомобиль, выпускавшийся с 1909 по 1910 год. Марка Lion-Peugeot появилась в 1906 году, когда Эжен, Робер и Пьер Пежо решили заняться производством автомобилей, как и их родственник Арман Пежо. В 1910 году их предприятия были объединены.
Светлана ПарфеноваОдноцилиндровый двигатель Lion-Peugeot Type VC2 обладал рабочим объемом 1045 куб.см и мощностью 9 л.с. при 1175 об/мин. Было изготовлено 1175 экземпляров этой модели.
Светлана ПарфеноваФирма AC, основанная в 1902 году, делала акцент на производстве доступных миниатюрных мотоколясок.
Светлана ПарфеноваНа фото очень редкий экземпляр — четырехколесный английский автомобиль фирмы AC типа AC Cyclecar.
Светлана ПарфеноваВ 1913 году была выпущена небольшая партия таких автомобилей, и до недавнего времени считалось, что ни одного легкого четырехколесного циклокара АС не сохранилось. Сейчас данный автомобиль принадлежит Политехническому музею.
Светлана ПарфеноваColumbia Victoria Phaeton — двухместный электромобиль рубежа XIX и ХХ веков. Запас хода 60 километров, скорость — чуть выше 20 км/ч.
Светлана ПарфеноваЭтот экземпляр был подарком для императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, от ее сестры — английской королевы Александры Датской.
Светлана ПарфеноваРеставрация этого экземпляра «Коламбии» была завершена не так давно — в 2018 году.
Светлана ПарфеноваПервый российский мотоцикл называется «Россия». Мотоциклы выпускались на фабрике Александра Александровича Лейтнера. Сама фабрика была основана в 1886 году в Риге, а модели «Россия» с немецким четырехтактным одноцилиндровым двигателем Fafnir выпускались с 1903 по 1907 год.
Светлана ПарфеноваНемецкий автомобиль Großer Stoewer Motorwagen был выпущен лишь в одном экземпляре в 1899 год. И он на ходу.
Светлана ПарфеноваЭтот моторный трицикл (трехколесный велосипед с мотором) немецкой фирмы Cudell в 1899 году завоевал золотую медаль на Международной выставке в Берлине. А потом оказался в гараже Николая II. Его мотор — это первый в мире быстроходный двигатель, он развивает до 2000 оборотов в минуту.
Светлана ПарфеноваВпервые Bebe Peugeot Type BP1 показали на Парижском автомобильном салоне в 1912 году. Было выпущено 3095 таких автомобилей.
Светлана ПарфеноваКонструктором миниатюрного автомобиля был знаменитый Этторе Бугатти.
Светлана ПарфеноваМотоцикл FN-4 1913 года выпуска с двигателем объемом 500 «кубиков», мощностью 6 л.с. и двухскоростной коробкой передач.
Светлана ПарфеноваМотоцикл Triumph Model H 1915 года. Эта модель выпускалась до 1923 года.
Светлана ПарфеноваМотоциклы Indian начали выпускаться в 1901 году в Спрингфилде. На фото Indian Model G 1915 года.
Светлана ПарфеноваФранцузский автомобиль De Dion-Bouton.
Светлана ПарфеноваФирма Humber выпускала велосипеды, мотоциклы, трициклы. На фото Humber 1912 года.
Светлана ПарфеноваДвигатель Daimler V2 устанавливался только на модель Stahlradwagen. Автомобиль был создан в 1889 году в двух экземплярах.
Светлана ПарфеноваВпервые мотоциклы Hamlet увидели свет в 1904 году. На фото экземпляр 1912 года.
Светлана ПарфеноваДвигатель Benz Сontra-Motor стал первым в мире оппозитным мотором, созданным специально для установки на автомобиль.
Светлана ПарфеноваHumber Twin стал первым в мире мотоциклом с горизонтальным продольно-расположенным оппозитным двигателем жидкостного охлаждения.
Светлана ПарфеноваОтдельно в музее представлена диорама в масштабе 1:43, посвященная IV Международной автомобильной выставке 1913 года.
Светлана ПарфеноваВыставка «Первые моторы России» располагается на ВДНХ, в павильоне №54 Музея Гаража особого назначения ФСО России.
Светлана ПарфеноваНапомним, что в павильоне №53 Музея ГОН сейчас проходит выставка [Дизайн под грифом «Секретно»](https://motor.ru/reports/dizayn-pod-grifom-sekretno.htm), которая продлится до 16 апреля.
Светлана ПарфеноваВыставка «Первые моторы России» продлится до 28 октября.
Светлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана Парфенова
Светлана ПарфеноваОформление выставки «Первые моторы России» задумано таким образом, чтобы перенести посетителей в 1913 год.
Светлана ПарфеноваКругом тематические рекламные афиши, антикварные витрины и информационные стенды.
Светлана ПарфеноваГлавный экспонат выставки — единственный сохранившийся в мире «Руссо-Балт» Тип К 12/20 НР. Марка существовала семь лет, и за это время было выпущено около 500 машин разных классов. Легковых автомобилей — около 140 штук. Экземпляр на фото собрали предположительно в 1910 или 1911 году.
Светлана ПарфеноваПотом он был передан в гатчинскую Офицерскую воздухоплавательную школу, после революции оказался в Государственном московском тресте средней и мелкой промышленности, а потом его приобрел житель города Кимры. После длительного простоя автомобиль выкупила Киностудия имени Горького, а потом — Политехнический музей. Реставрацией «Руссо-Балта» занимались специалисты НАМИ.
Светлана Парфенова«Мото-Рев-Дукс» — единственный мотоцикл, выпускавшийся серийно в Российской империи. С 1909 по 1915 год свет увидело около 500 экземпляров этой модели. В конструкции использовался иностранный мотор Moto-Reve и отечественная экипажная часть. Этот мотоцикл — из коллекции Политехнического музея.
Светлана ПарфеноваНемецкий Phanomobil 4/9PS 1911 года выпуска. У автомобиля необычная трехколесная конструкция: переднее колесо — единственное ведущее, а прямо над ним на рулевой стойке закреплен двухцилиндровый V-образный двигатель, который разгоняет машину до 45 км/ч. К этому же колесу крепится и Г-образная рукоять, являющаяся, по сути, рулем.
Светлана ПарфеноваИмя Phanomobil происходит от названия предприятия Phanomen Werke Gustav Hiller AG, основанного Густавом Хиллером в 1888 году. Под маркой Phanomen выпускались велосипеды и мотоциклы, а под маркой Phanomobil — автомобили.
Светлана ПарфеноваLion-Peugeot Type VC2 — французский автомобиль, выпускавшийся с 1909 по 1910 год. Марка Lion-Peugeot появилась в 1906 году, когда Эжен, Робер и Пьер Пежо решили заняться производством автомобилей, как и их родственник Арман Пежо. В 1910 году их предприятия были объединены.
Светлана ПарфеноваОдноцилиндровый двигатель Lion-Peugeot Type VC2 обладал рабочим объемом 1045 куб.см и мощностью 9 л.с. при 1175 об/мин. Было изготовлено 1175 экземпляров этой модели.
Светлана ПарфеноваФирма AC, основанная в 1902 году, делала акцент на производстве доступных миниатюрных мотоколясок.
Светлана ПарфеноваНа фото очень редкий экземпляр — четырехколесный английский автомобиль фирмы AC типа AC Cyclecar.
Светлана ПарфеноваВ 1913 году была выпущена небольшая партия таких автомобилей, и до недавнего времени считалось, что ни одного легкого четырехколесного циклокара АС не сохранилось. Сейчас данный автомобиль принадлежит Политехническому музею.
Светлана ПарфеноваColumbia Victoria Phaeton — двухместный электромобиль рубежа XIX и ХХ веков. Запас хода 60 километров, скорость — чуть выше 20 км/ч.
Светлана ПарфеноваЭтот экземпляр был подарком для императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, от ее сестры — английской королевы Александры Датской.
Светлана ПарфеноваРеставрация этого экземпляра «Коламбии» была завершена не так давно — в 2018 году.
Светлана ПарфеноваПервый российский мотоцикл называется «Россия». Мотоциклы выпускались на фабрике Александра Александровича Лейтнера. Сама фабрика была основана в 1886 году в Риге, а модели «Россия» с немецким четырехтактным одноцилиндровым двигателем Fafnir выпускались с 1903 по 1907 год.
Светлана ПарфеноваНемецкий автомобиль Großer Stoewer Motorwagen был выпущен лишь в одном экземпляре в 1899 год. И он на ходу.
Светлана ПарфеноваЭтот моторный трицикл (трехколесный велосипед с мотором) немецкой фирмы Cudell в 1899 году завоевал золотую медаль на Международной выставке в Берлине. А потом оказался в гараже Николая II. Его мотор — это первый в мире быстроходный двигатель, он развивает до 2000 оборотов в минуту.
Светлана ПарфеноваВпервые Bebe Peugeot Type BP1 показали на Парижском автомобильном салоне в 1912 году. Было выпущено 3095 таких автомобилей.
Светлана ПарфеноваКонструктором миниатюрного автомобиля был знаменитый Этторе Бугатти.
Светлана ПарфеноваМотоцикл FN-4 1913 года выпуска с двигателем объемом 500 «кубиков», мощностью 6 л.с. и двухскоростной коробкой передач.
Светлана ПарфеноваМотоцикл Triumph Model H 1915 года. Эта модель выпускалась до 1923 года.
Светлана ПарфеноваМотоциклы Indian начали выпускаться в 1901 году в Спрингфилде. На фото Indian Model G 1915 года.
Светлана ПарфеноваФранцузский автомобиль De Dion-Bouton.
Светлана ПарфеноваФирма Humber выпускала велосипеды, мотоциклы, трициклы. На фото Humber 1912 года.
Светлана ПарфеноваДвигатель Daimler V2 устанавливался только на модель Stahlradwagen. Автомобиль был создан в 1889 году в двух экземплярах.
Светлана ПарфеноваВпервые мотоциклы Hamlet увидели свет в 1904 году. На фото экземпляр 1912 года.
Светлана ПарфеноваДвигатель Benz Сontra-Motor стал первым в мире оппозитным мотором, созданным специально для установки на автомобиль.
Светлана ПарфеноваHumber Twin стал первым в мире мотоциклом с горизонтальным продольно-расположенным оппозитным двигателем жидкостного охлаждения.
Светлана ПарфеноваОтдельно в музее представлена диорама в масштабе 1:43, посвященная IV Международной автомобильной выставке 1913 года.
Светлана ПарфеноваВыставка «Первые моторы России» располагается на ВДНХ, в павильоне №54 Музея Гаража особого назначения ФСО России.
Светлана ПарфеноваНапомним, что в павильоне №53 Музея ГОН сейчас проходит выставка [Дизайн под грифом «Секретно»](https://motor.ru/reports/dizayn-pod-grifom-sekretno.htm), которая продлится до 16 апреля.
Светлана ПарфеноваВыставка «Первые моторы России» продлится до 28 октября.
Светлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана ПарфеноваСветлана Парфенова
Новая выставка, открывшаяся в Музее Гаража особого назначения ФСО России, переносит посетителей в 1913 год. Этот год можно смело назвать временем наивысшего развития Императорской России. И именно в 1913-м в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге состоялось громкое и масштабное событие — IV Международная автомобильная выставка. Она была посвящена 300-летию дома Романовых и собрала более трехсот автомобилей. К огромному сожалению, большинство автомобилей дореволюционной России погибли, а сохранились лишь считанные единицы. Увидеть уникальные машины и мотоциклы сейчас можно на ВДНХ на выставке «Первые моторы России».